
Каждый десятый россиянин руководствуется принципом «дёшево и сердито»
Все больше россиян выбирают для ежедневного питья и приготовления еды воду, реализуемую через автоматы на улицах. Свежие статистические данные показывают: потребление такой воды растёт. В 2025 году 10,4% потребителей покупают воду в автоматах — это на 3% больше, чем в 2023-м*.
– Покупка воды в свою тару – единственная практика водопотребления, демонстрирующая стабильный рост. Люди выбирают автоматы, потому что это дешевле бутилированной воды. Качество не уступает, а порой и превосходит воду из магазина, — говорит предприниматель, директор Ассоциации производителей питьевой воды в розлив (АППВР) Сергей Рязанцев.
Автоматы с водой бывают двух видов: первые наливают артезианскую воду, которую добыли в сертифицированной скважине и привезли в цистернах, вторые сильно доочищают водопроводную воду.
– Иногда люди считают, что бытовой домашний фильтр ничем не уступает автомату доочистки. Это огромная ошибка, — говорит член правления Ассоциации производителей питьевой воды в розлив, собственник пермского завода «Третий кран» Александр Нода. – Во-первых, редко кто соблюдает график промывки или замены картриджей, в колбах домашних устройств множатся болезнетворные бактерии, а вот в водомате есть регламент производственного контроля – проводится регулярное обслуживание, бак обеззараживается ультрафиолетом и озоном. Во-вторых, мембрана домашнего фильтра обратного осмоса больше половины очищенной воды просто сливает в канализацию. Сомнительна и экономическая выгода: средняя стоимость полноценной системы фильтрации на домашней кухне такова, что больше года можно покупать доочищенную водоматом воду из расчета на семью из трех человек, а замена фильтров тоже влетает в копеечку.
Кроме того, есть местности, где водопроводные трубы очень старые, буквально забиты ржавчиной или илом. В таких случаях никакой домашний фильтр не справится, нужны промышленные установки. Главное, чтобы владелец водомата вёл дело добросовестно. Регулярно менял фильтры и промывал накопительные ёмкости, не экономил на лабораторных исследованиях. Покупатель легко определит порядочного продавца воды в розлив: компания (или ИП) не скрывает информацию о себе и вешает её на видном месте, размещает в открытом доступе протоколы анализов воды (или ссылку на интернет-ресурс, где они представлены). Важно смотреть на состояние автомата и прилегающей территории: если точка выглядит ухоженно, нет ржавчины, надписей, скоплений мусора, это говорит об ответственном отношении продавца к покупателям.
Напоследок ещё один аргумент в пользу воды в розлив: оказывается, требования к её минерализации строже, чем для воды в бутылках и даже из-под крана!
– Нормы минерализации питьевой воды в розлив, утвержденные в методических рекомендациях Роспотребнадзора, целых 150 мг/л против общепринятой нижней границы в 50 мг/л. Кстати, мы с коллегами принимали активное участие в разработке этих рекомендаций, проведя 26100 санитарно-химических и микробиологических исследований питьевой воды в Федеральном научном центре гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана, – заключил Сергей Рязанцев.
*По результатам проекта «ОмнибусЛайф». Блок исследования о практиках водопотребления реализован по заказу Ассоциации производителей питьевой воды в розлив