Юлия Мамонтова (MY) – новое имя в российском современном искусстве. Родилась в республике Коми, окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова. Юлия совершенствовала своё мастерство в Центральном колледже искусства и дизайна Св. Мартина в Лондоне, прошла курс повышения квалификации «Энкаустика» в колледже искусств и дизайна Отис (Лос-Анджелес, США) и давно нашла свою нишу в изобразительном искусстве – энкаустику.
Энкаустические краски были популярны в древнегреческом, римском, византийском, египетском искусстве. Сегодня профессиональной живописью с помощью горячего воска и пигментов занимаются немногие художники, и Юлия стремится возродить в России древнюю художественную технику с учетом всех тонкостей и снова сделать её актуальной. Мы поговорили с Юлией о ее творчестве и жизненных ценностях.
— Расскажите немного о себе. Когда и как Вы решили стать художником?
— С детства рисовала с удовольствием. Отмечали, что я самая лучшая по ИЗО в школе. Потом по рекомендации врача родители отдали меня на секцию «Плавание». Именно благодаря занятиям здоровье нормализовалось. Начались спортивные успехи: школа с тренировками два раза в день; дальше – кандидат в мастера спорта. Не было возможности уделять много времени живописи, но я ее не забросила.
А напротив: приняла решение пойти учиться тому, о чем я мечтала в детстве. Имея за плечами уже одно высшее образование, я понимала, что вполне реально приблизиться к цели. Вуз выбрала самый лучший – МГАХИ имени В. И. Сурикова, а также постоянно искала и проходила профильные курсы за рубежом.
На мое решение заняться живописью повлияло и то, что, умирая, бабушка Александра Васильевна Мамонтова, рассказала мне о сложной жизни, о раскулачивании и коллективизации, о моем прадедушке – купце Василии Мамонтове. В XVIII-XIX веках он продолжал семейное дело по доставке и торговле товаров из Англии до Архангельска и Урала по реке Мезень. Вдохновившись историей своего рода, я решила развивать свой талант. Фамилию Мамонтова я взяла для творческого псевдонима.
— Как долго Вы искали свой путь?
— Как и говорила ранее, живописцем я мечтала быть с детства. Кисти и краски были со мной всегда на протяжении всей учебы в школе, вузе и в то время, когда вела собственный бизнес. Рисование было моим хобби. Свое становление как художник я начала в 2014 году. В этом мне помогли семья, друзья: поддержали начинания, за что я безмерно благодарна.
— С какими материалами Вам нравится работать больше всего?
— Я предпочитаю биоматериалы. Например, в создании картин использую деревянные панели, большое количество пчелиного воска. Я ценю его за приятный специфический запах и свойства: нежный, легкий, пластичный, мягкий и при этом очень прочный и стойкий, не пропускает воду, не гниет, не разлагается. Его химический состав не изменяется от холода, жары, соленой воды, солнечной радиации в течение веков и тысячелетий, на нем не растут грибы и плесень. Воск «дышит» вместе с основой и не разрушает ее. Краски из пчелиного воска готовятся по особым рецептам. Применяют самые различные пигменты — естественные или искусственные — и другие натуральные ингредиенты, смолы, масла. Также при написании картин я использую сусальное золото. В таком многообразии материалов для меня как художника огромный простор для творчества и экспериментов. Кстати, для работы с таким уникальным материалом как воск, нужны особые инструменты, ведь суть метода в использовании тепла, сплавления. В моем арсенале есть специальные палитры с подогревом, электроплиты, мастихины, специальные фены, горелки и другие нагревательные приборы, инструменты, кисточки, щетки.
— Есть ли у Вас любимый стиль или ниша?
— Да, я давно нашла свою нишу в изобразительном искусстве – энкаустику. Совершенствовала своё мастерство в Центральном колледже искусства и дизайна Св. Мартина в Лондоне, прошла курс повышения квалификации «Энкаустика» в колледже искусств и дизайна Отис (Лос-Анджелес, США). Постоянно посещаю места и мероприятия, связанные с энкаустикой. Особенность этого метода в том, что он помогает мне обеспечивать сохранность моих произведений. Не любая живопись выдерживает испытание временем. Именно поэтому я решила разгадать секреты древней энкаустики, модернизировать рецептуру, адаптировав её для работы в современном стиле живописи.
— Расскажите про энкаустику. Что это за техника?
— Энкаустика (от древнегреческого «выжигать») — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. В древности она служила разным целям: ей писали портреты, украшали корабли, расписывали стены, скульптуры. Работы отличала необычайная долговечность — они хорошо сохранялись спустя тысячелетия, не теряли своей яркости. Энкаустикой, например, был расписан весь храм Парфенон. Этот метод живописи можно назвать одним из самых таинственных, удивительных и древних. В Египте, где как считают и зародилась энкаустика, в XIX веке были найдены росписи, относящиеся к III веку до н.э.
— Как происходило возрождение этого метода?
— Живопись восковыми красками мало освоена отечественными мастерами: недавно археологи обнаружили в Сибири камни, покрытые восковыми красками, датируемые 32 тысячелетием до н.э., также в Успенском соборе Московского кремля хранятся иконы, покрытые воскомастикой, которую путают с энкаустикой.
Советский художник В. В. Хвостенко в 1935 году открыл секрет красок, которыми были написаны фаюмские портреты, а в 1938 г., используя современные достижения техники, путем экспериментов добился новых результатов и обогатил технику энкаустики. Он вместе с дочерью открыл новые, не известные ранее способы полировки энкаустической живописи (холодный и горячий) и инкрустацию этими красками по мрамору. В наши дни в технике энкаустики работают некоторые российские иконописцы и художники.
— В чем особенность хранения картин, выполненных в этой технике? Правда ли что эти картины вечные?
— Да, произведения энкаустической живописи благодаря своей технике сохранили свой цвет неизменным более 3000 лет. Воск обволакивает пигменты, защищая краски от реакций и влаги, потому произведения энкаустической живописи не боятся перепадов влажности и температур.
Испокон веков энкаустика была элитарной техникой, где используются дорогие материалы: обработанный пчелиный воск, древесина твёрдых пород, сусальное золото. Но именно возможности энкаустики как технологии создания объёмных изображений на плоскости средствами живописи, на мой взгляд, мало освоены человечеством.
Спустя тысячелетия, я возрождаю древнюю традицию энкаустической живописи мастеров Эллады, чьи произведения прекрасно сохранились до наших дней и являются жемчужинами коллекций лучших музеев мира.
— Вы являетесь организатором онлайн-выставки #Энкаустика.Сегодня. Расскажите об этом проекте.
— На мой взгляд, выставку можно считать масштабным онлайн -проектом. Формат бесплатной выставки-конкурса #Encaustic.Today позволяет принять участие, находясь в любой точке мира. Я – альтруист в популяризации техники «энкаустика» в России. Это достижение искусства, которое было востребовано в 1930-1985 гг., сейчас незаслуженно забыто.
Считаю, что стоит возрождать энкаустику в России, тем более что мастера есть и в России, и в странах СНГ. Пока нас не очень много, но именно подобные объединяющие выставки могут дать мощный импульс развитию энкаустики и ее распространению в нашей стране. Наша цель – показать актуальность техники «энкаустика» в современной живописи, познакомить широкие слои населения с незаслуженно забытым достижением искусства и популяризировать энкаустику в профессиональной среде.
— Совсем недавно прошло открытие Вашей персональной выставки «Флоральные мифы Эллады». Все картины выполнены в технике энкаустика. Какой отзыв получила выставка среди профессионалов и любителей искусства?
— Да, 20 августа прошло открытие моей персональной выставки в Музее Русского искусства. Энкаустика заинтересовала как и профессионалов в сфере искусства, так и звёзд. В отзывах о работах эксперты отметили высокий уровень работ и ценность возрождения энкаустики.
— Что для Вас успех? Успех — это везение или работа над собой?
— Это работа над собой и это очень увлекательно, потому что открывает новые горизонты.
— Что является самой большой гордостью в Вашей жизни?
— Сама большая гордость – моя семья. Муж, который поддерживал и поддерживает меня в творческих начинаниях. Именно благодаря ему, я многого достигла и не опустила руки, когда у меня не получалось задуманное.
— Расскажите о самом трудном решении, которое Вы когда-либо принимали в жизни.
— Оставить бизнес ради мечты заняться живописью. У меня была интересная деятельность, но она занимала все время, не было ни выходных, ни свободной минутки. Я решила выйти из этого круговорота постоянных дел и последовала за мечтой. Благодарю семью за поддержку и принятие.
— Вы успешная и многогранная молодая женщина — яркий художник, организатор международной онлайн-выставки. Как Вам удается совмещать такую насыщенную деятельность и семью?
— Я делаю то, что меня вдохновляет и то, что мне нравится. Стараюсь совмещать задачи так, чтобы всем было интересно. Я приобщаю всю семью к моей сфере: каждый в чем-то помогает. Кто что умеет: быть подмастерьем, писать тексты, наполнять сайт, оформлять мои работы и т.д.
— Как Вы проводите свободное время? Что для Вас идеальный отдых?
— У меня почти нет свободного времени. При этом я счастлива, что занимаюсь тем, чем хочу: это и работа, и хобби, и кайф. Дети рядом, муж рад моим успехам и поддерживает меня всегда. Когда появится свободное время и откроются границы, хочу прогуляться на парусной яхте в районе Азорских островов. Для меня это идеальный отдых: я не лежу на пляже, а как яхтсмен-шкипер разрабатываю маршрут, иду и вижу, что хочу. Еще у меня есть мечта организовать арт-яхтинг для желающих: отдых, мастер-класс по написанию картин и любование морем.
— Какие три книги Вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?
— Татьяна Хвостенко «Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Джордж Самюэль Клейсон «Самый богатый человек в Вавилоне».
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читательницам?
— Занимайтесь тем, что вдохновляет и зажигает. Если чего-то очень хотите и готовы изменить свою жизнь, запаситесь терпением, трудитесь и все получится.