Елена Свец — талантливая поэтесса, художник и модель, чей дебютный сборник стихов «Красный Самолет» увидел свет 1-го апреля. После презентации Елена пообщалась с нашим изданием и ответила на вопросы о пути в искусстве, волнующих темах и многом другом.
— Елена, расскажите, как вы пришли в искусство?
— Наверное, всё идет с детства. Мама у меня — архитектор, а отец — экономист, возглавлял строительную компанию. Оба родителя обладали тонким чувством прекрасного и писали картины, то есть увлекались живописью. Папа закончил художественную школу. Профессионально, конечно, он этим не занимался, но просто как хобби это всегда было.
И меня всегда окружало искусство в доме. В нашей семье были книги по искусству, коллекции марок с живописью, в те времена многие их собирали. И я посещала все галереи, все выставки и очень любила их. Когда ездила куда-то, всегда ходила по музеям. Я их очень люблю. И это всё как-то откладывалось на подсознании с детства. Но при этом в детстве я не рисовала вообще. Не умела этого делать от слова совсем. То есть я даже не умела держать карандаш в руках, поэтому даже обращалась за помощью с черчением к родителям. Мне казалось, что это не моё, и я не могу это делать. Это увлечение словно меня не касалось.
Прошло много лет, я уже была замужем, родила троих детей и занималась семьей, когда я решила, что все-таки я попробую что-то писать.
Случайно тогда судьба подарила мне встречу с Павлом Каплевичем, художником, кто делает эскизы к сценическим постановкам. Я с ним разговорилась по теме того, что как так, у родителей такой талант, а я его не унаследовала, мол, не умею делать абсолютно ничего.
И он мне говорит: «Попробуй! Как ты можешь знать, что не умеешь делать это?» Прошло ещё несколько лет, прежде чем я сделала этот шаг и попробовала. Я пошла в художественную школу. Я долго выбирала подходящую и нашла то, что искала, с подходящим графиком и методикой. Я пришла туда совсем новичком, но достаточно быстро наступил прогресс.
И мне учитель сказал, что тебе надо продолжать, учитель хвалил и мотивировал, чтобы я продолжала заниматься. Но из-за пандемии все закрылось. К счастью во время карантина, у меня появилось много свободного времени, чтобы я продолжала развиваться в искусстве самостоятельно. У нас был всего один урок, буквально один натюрморт, масляной живописи в школе, и я взяла домой холсты и краски. И для тренировки руки я начала писать всё, что могу: пейзажи, картинки, что-то я пыталась скопировать у других художников, какие-то понравившиеся мне работы. В итоге я смогла написать свой автопортрет на большом формате, так что все удивлялись, что это написал человек, который ранее нигде не обучался. Вероятно, у меня какое-то переданное от родителей умение смешивать нужные оттенки красок.
— А как от мастера пера живописного жанра вы перешли в литературный?
— Когда больше стала писать портретов, в какой-то момент перешла к иконам на холстах. И вот, знаете, после работы над одной из них, наверное, произошло что-то вроде попадания в «изменёнку». Я не понимаю, как, я просто смотрела на чистое голубое небо, и вдруг мне пришло стихотворение! Полностью. Оно было небольшим, простым по смыслу и передавало радость каждому дню. Но этот опыт так окрылил меня! На следующий день мне пришло ещё одно. Потом ещё! Практически каждый день я писала новые стихи, даже иногда целые поэмы. Я стала ими делиться в запрещённой ныне в РФ соцсети, подписчики очень тепло их приняли и положительные реакции мотивировали писать дальше.
Когда стихов накопилось более 50, мне предложили выпустить сборник. Но я подумала, что это будет очень тонкая книжечка, и как-то несерьёзно. Но идея выпустить сборник сама по себе мне понравилась. И я начала в копилку складывать новые стихотворения, которые продолжали приходить. И когда я уже понимала, что их просто уже девать некуда – зародилась идея книги, которую вы сегодня держите в руках.
— Что для вас значит «Красный самолет»? Почему именно он стал заглавным произведением сборника?
— В книге есть одноименное стихотворение, также написана одноименная картина, которую вы могли видеть на экспозиции в «Библио-Глобусе». Для меня «Красный самолет» – символ победы, который несёт заряд любви. Это не тот заряд, что сеет разрушения и горе, а тот, что покрывает землю только лепестками цветов.
Собирая материалы на книгу, я решила сделать сборник в хронологическом порядке, чтобы он представлял собой дневник художника. И такой порядок показал моё развитие как автора за три года. Мне самой интересно перечитывать и подмечать, как у меня усложнялись рифмы, формы и смыслы. Книга для меня очень важна, как официальная “точка А” моего творческого пути, которое, я верю, будет долгим и увлекательным.
— О чем вы пишите? Мы сегодня услышали на презентации 11 стихотворений, очень разноплановых. Расскажите немного о том, какие волнующие темы нашли отражение в дебютной книге?
— Если кратко, то пишу о многом. Вышедшая книга просто соткана из моих инсайтов и впечатлений. Эмоций, от увиденных моментов жизни. Пишу много о людях, которых оставили какой-то след в моей душе. Как близких, так и легендарных. Например, есть посвящение Врубелю. Я верующий человек, и много стихов пишу на религиозные, духовные темы. Есть посвящения Иисусу, Иоанну Крестителю, Богородице и Ксении Петербургской. Стихи о Вечном, о Любви. Много пишу про природу и её красоту. Уделяю внимание шедеврам кинематографа, которые вдохновили и натолкнули на какие-то мысли и выводы. Например, есть стихотворение, референсом к которому стал фильм «Достучаться до небес». Есть реверансы в честь литературных произведений. Также есть стихи о городах, и, конечно, о Родине. Я люблю Россию и про неё очень много пишу. Про другие страны, где побывала, тоже высказываюсь. Как мать, я не могу обойти вниманием какие-то резонансные события, такие как, например, массовое убийство детей в школе Казани. Я очень чувствительна к таким новостям и не могла не написать стих-посвящение жертвам теракта в «Крокус-Сити», который вызвал слёзы на глазах гостей. Есть стихи про военную эпоху и даже пророческое «Святая праведная Русь», написанное за год до СВО. Можно сказать, вся гамма чувств моей эмоциональной шкалы находит в той или иной степени выражение на бумаге. Я выражаю эмоции или текстом, или образами на картинах, а иногда в обеих плоскостях.
— Елена, если бы сейчас была возможность по волшебству волшебной палочки что-то написать или изобразить на большом рекламном щите, который увидели бы все, что бы вы написали?
— Живите одним днем, но помните, что жизнь вечна. Что вы оставите после себя?
— Благодарим за интервью! Что бы вы хотели пожелать читателям Moda Topical?
— Поторопитесь! Мой «Красный Самолет» из «Библио-Глобуса» скоро улетит (смеётся). Если серьёзно, то я крайне удивлена от того, как быстро разлетается тираж, с учётом того, что это моя первая книга! Я очень благодарна Всевышнему за то, что он меня так ведёт. За то, что я пробую, и у меня получается лучше, чем я ожидаю. И хочу пожелать всем читателям чувствовать больше Благодарности в сердце. Каждый день находить её и взращивать! Это великая сила, способная исцелить нашу планету!
Екатерина Кузнецова
Фото: Валерий Логачев