Работа по франшизе — для России еще очень молодое направление в бизнесе. Проведенные исследования показали, что успешно развиваются 20% франчайзи, а вот около 30% терпят неудачу и закрывают свой бизнес. От чего это зависит, какие вопросы следует учесть при открытии бизнеса по франшизе, чтобы получать устойчивую прибыль, рассказала основатель сети салонов NailMaker Bar Маргарита Григорьева.
«При открытии бизнеса возникает вопрос – делать это самостоятельно, либо купить франшизу и вести бизнес под раскрученным брендом? Начинать в одиночку предпринимательство очень сложно, особенно если до этого не было опыта в этой области. Может возникнуть множество проблем и финансовых потерь. Поэтому этот вариант подходит только тем, кто любит учиться только на своих ошибках и готов идти вперед несмотря ни на что. Тем же, кто не имеет реального опыта, стоит рассмотреть вопрос покупки франшизы — здесь научат, помогут запустить бизнес и решить множество организационных вопросов. Главное — это не прогадать с выбором бренда», — поясняет основатель сети салонов NailMaker Bar Маргарита Григорьева.
Факторы, на которые обязательно следует обратить внимание
Существует ряд важных вопросов, которые следует проработать перед тем, как купить франшизу.
Выберите правильную сферу деятельности
Перед тем, как вложить деньги в какую-то бизнес-идею необходимо провести небольшое «расследование». Востребовано ли это направление в вашем городе? Нравится ли вам заниматься этим? Если работа не приносит удовольствия, то и развивать бизнес будет достаточно сложно. Важно просто влюбиться в свое дело, тогда и появятся возможности для его развития. На этом этапе необходимо проанализировать рынок конкурентов, попытаться оценить их доходность и потребительский спрос.
Какова популярность бренда?
Важную роль в раскрутке бизнеса по франшизе имеет известность бренда, насколько он находится «на слуху». Проанализируйте информацию в интернете, забейте в поисковик название бренда и почитайте информацию о нем. Обратите внимание, насколько часто мелькает бренд в информационном поле – это говорит о том, как много франчайзер вкладывается в рекламу. Если он экономит на раскрутке, то, соответственно, и ваши вложения в рекламу увеличатся.
Проверьте юридическую чистоту франчайзера
В настоящее время существует множество вариантов проверки юридической информации по предпринимателям. Например, можно воспользоваться онлайн-сервисами или обратиться в налоговую службу. За сравнительно небольшую сумму любое юридическое агентство поможет найти все данные о продавце франшизы. Если всплывают какие-то «нечистоплотные» истории или возникают обоснованные сомнения – от сотрудничества лучше отказаться. Франчайзер должен вызывать доверие, ведь вам с ним работать очень долго на благо общего бизнеса.
Внимательно изучите бизнес-план
Если вы в этом плохо понимаете, то воспользуйтесь услугами профессионалов. Но подробно проанализировать предоставленный франчайзером бизнес-план просто необходимо. Следует обратить внимание на ряд аспектов:
- Какая модель аренды в нем учтена?
- Платится ли аренда во время ремонта помещения?
- Необходимо ли вносить депозит по аренде?
- Учитываются ли налоги для работников?
Многие франчайзинговые компании стараются «спрятать» дополнительные расходы, говоря о том, что это зависит от региона. Поэтому необходимо попросить четкий бизнес-план именно для вашего бизнеса.
Важно также оценить рентабельность, если она составляет менее 15%, то этот вариант вам не подходит. С учетом растущей инфляции – это не лучший бизнес для России.
Пообщайтесь с владельцем
Обязательно нужна личная беседа с руководителем бренда, с которым вы предполагаете начать сотрудничать. «Включите» внутреннего психолога, проанализируйте, что за человек перед вами. Ведет ли он бизнес агрессивно? Если да, то могут возникнуть серьезные проблемы в дальнейшем. Конечно, сложно определить мошенник перед вами или порядочный человек, но все же стоит доверять интуиции. Также нужно обратить внимание на офис компании – выглядит ли он респектабельно или производит впечатление временного убежища? Франчайзинг предполагает долгосрочное сотрудничество, поэтому если у вас не создается впечатление, что бренд здесь надолго, лучше поискать другие варианты.
При выборе франшизы постарайтесь расширить круг потенциальных партнеров. Изучите всю основную информацию, пообщайтесь с руководителем, внимательно проштудируйте основные документы и только тогда принимайте взвешенное решение. В этом случае ваш бизнес получит хороший старт и прекрасные перспективы на развитие.